Заключение Минпромторга России как необходимое условие признания товара российским для целей применения постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

На практике нередко возникает следующая ситуация: на участие в закупке, в извещении о которой установлен запрет на закупку иностранных промышленных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — ПП РФ № 616), поступила заявка с предложением о поставке российского товара, однако запись об этом товаре исключена из реестра российской промышленной продукции (далее — РРПП) по причине окончания срока действия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. При этом в момент подачи заявки данная реестровая запись содержалась в РРПП.

Еще одна подобная ситуация: на момент заключения контракта в отношении товара в РРПП имелась действительная реестровая запись о нем, однако к моменту приемки товара такая запись была исключена из РРПП по той же самой причине — в связи с истечением срока действия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Имеет ли заказчик право на приемку такого товара?

В поисках ответа на эти вопросы надлежит обратиться к следующим нормам:

  • п. 15, 26 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации1(далее — Правила) в той части, в которой данными положениями регламентирован срок действия заключения о подтверждении производства (по общему правилу данный срок не превышает 3 лет со дня его выдачи), а также порядок исключения сведений о промышленной продукции, на которую выдано заключение о подтверждении производства, из РРПП в случае окончания срока действия соответствующего заключения;

 

1 Утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719.

 

  • абзац второй п. 10 ПП РФ № 616 в части подтверждения соответствия участником закупки производства предлагаемого им товара на территории России;
  • п. 10.3 ПП РФ № 616 в части обязанности поставщика предоставить в ходе исполнения контракта документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в РРПП, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 (далее — ПП РФ № 719).

В письме Минпромторга России от 25.04.2023 № ПГ-12-3968, полученном в ответ на запрос автора с изложением вышеуказанных ситуаций, отмечается следующее:

  1. На момент приемки товара реестровая запись должна быть действующей. Таким образом, для соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ № 616, недостаточного того, чтобы реестровая запись, указанная участником закупки в заявке, была действительной на момент рассмотрения заявки / заключения контракта.
  2. Чтобы исключить ситуацию, когда приемка товара оказывается невозможна ввиду недействительности реестровой записи, номер которой указан в контракте, предложено изменить условия ранее заключенного контракта на основании ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Фактически предлагается осуществить замену товара на товар, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, попутно указав новые действительные номера реестровых записей, которые будут действительны на момент приемки такого товара. При этом, особо отмечено, что на момент передачи товара (результатов работы) заключение должно быть действующим, а товар должен находиться в РРПП, обладая соответствующей реестровой записью.

Комментарии:

  1. К сожалению, пояснений по первой из описанных в начале статьи ситуаций в составе комментируемого письма не приводится. Но принимая во внимание логику представленного ведомством разъяснения, можно сделать следующий вывод: номер реестровой записи должен быть действителен в любой момент времени закупки. Следовательно, заявка участника закупки, включившего в состав заявки номер реестровой записи, действие которой в момент рассмотрения заявок прекратилось, подлежит отклонению.
  2. То же касается возможности приемки товара в рамках заключенного сторонами контракта. Несмотря на действительность записи в момент заключения контракта, приемка товара, сведения о котором отсутствуют в РРПП, не допускается. Здесь следует особо отметить, что в настоящий момент нет четкого закрепленного понятия «промышленная продукция, произведенная на территории Российской Федерации». Однако из разъяснения ведомства следует, что для того, чтобы промышленная продукция действительно считалась таковой, помимо требований в части выполнения соответствующих операций, сведения о ней должны присутствовать в РРПП «в режиме реального времени».
  3. Наиболее противоречивым является предложение ведомства относительно возможности изменения номера реестровой записи в ходе исполнения контракта. В частности, основание, предусмотренное положениями ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность поставки именно «улучшенного» товара. Да, несомненно, критерии «улучшенности» — это зона ответственности заказчика (выбор улучшенных характеристик по сравнению с указанными в контракте). Однако в ходе попытки такого улучшения могут возникнуть следующие ситуации:

Ситуация 1. Вместо товара, сведения о котором ранее были внесены в РРПП, сведения ни о каком новом (или даже о тот же самом) товаре производителем не вносились. Следовательно, заказчик, действуя в соответствии с позицией ведомства, обязан будет расторгнуть контракт в одностороннем порядке. В свою очередь, поставщик, добросовестно предлагавший товар, полностью отвечающий требованиям заказчика и положениям ПП РФ № 616, рискует попасть в РНП. Кроме того, фактически им могли быть понесены убытки, которые должны быть с кого-то взысканы.

Ситуация 2. Вместо товара, сведения о котором ранее были внесены в РРПП, производителем внесены сведения о новом товаре, однако характеристики такого товара хуже первоначально указанных в контракте. Как и в предыдущем случае, возникают неблагоприятные последствия для каждой из сторон контракта.

Ситуация 3. Вместо товара, сведения о котором ранее были внесены в РРПП, производителем внесены сведения о новом товаре, однако характеристики такого товара не отличаются от первоначально указанных в контракте (т. е. фактически товар остался тем же самым, изменилась только реестровая запись о нем). Следовательно, произвести изменение условий контракта по основанию, предусмотренному положениями ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не представляется возможным: нет предмета для «улучшения». При этом замена номера реестровой записи на другую без изменения характеристик с точки зрения положений Закона № 44-ФЗ не допускается, поскольку сведения о номере реестровой записи являются существенными условием контракта. Последствия будут аналогичными последствиям для сторон, рассмотренным применительно к первой ситуации.

Выводы: к сожалению, позиция Минпромторга России приводит к фактическому возложению на заказчика (да и на поставщика тоже) дополнительной обязанности с точки зрения планирования результатов закупки. А именно, при подготовке к осуществлению закупки заказчиком, как минимум, должны рассматриваться сведения о товарах, включенных в РРПП, с точки зрения срока действия соответствующей записи (чем больше срок, тем меньше вероятность возникновения указанных выше довольно неприятных ситуаций). Соответственно, поставщик при подаче заявки должен предлагать сведения о таком товаре, который со 100%-ной вероятность может быть им поставлен к моменту окончания срока исполнения контракта.

В свою очередь, Министерство финансов Российской Федерации фактически подтвердило позицию Минпромторга России, рассмотренную выше. В частности, в своем письме от 02.05.2023 № 24-06-09/40063 ведомство указало следующее: «учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара (результатов работы).». При этом, подтверждены самые худшие ожидания в части невыполнения поставщиком требования о поставке товара, имеющего действительные реестровые записи. Отмечено, что в указанном случае (в случае недействительности номера реестровой записи на момент приемки товара) такой контракт должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке (пп. а) п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ).

Отдельно следует упомянуть положения п. 2 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», согласно которому для целей указанного постановления товаром российского происхождения признается товар, включенный в т. ч. в РРПП, предусмотренный ПП РФ № 616. Отталкиваясь от позиции Минпромторга России, изложенной им в письме от 28.05.2021 № 43917/12, в той части, что порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно, заказчику, осуществляющему закупки товаров в рамках Закона № 223-ФЗ, также надлежит учитывать срок действия соответствующих реестровых записей на момент приемки товара.

 

https://edu.lot-online.ru/media/material/articles/zaklyuchenie-minpromtorga-rossii-kak-neobkhodimoe-uslovie-priznaniya-tovara-rossiyskim-dlya-tseley-p/