27 апреля 2020 года Президент ТПП РФ С.Н.Катырин направил в Правительство РФ свод предложений предпринимательского сообщества по первоочередным мерам поддержки бизнеса.

Предложения по незамедлительным мерам поддержки предпринимательства в рамках преодоления последствий введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции 

 

 

Меры поддержки

Общесистемные меры

 

Утвердить Правительством РФ план-график возобновления функционирования субъектов экономики с учетом отраслевой принадлежности.

 

Распространить уже действующие льготы и меры поддержки, в том числе льготы по налогообложению, кредитные каникулы, снижение страховых взносов на все субъекты предпринимательской деятельности (вне зависимости от отраслевой принадлежности), а также некоммерческие организации, установив определенные критерии, например, снижение выручки более чем на 50%.

 

Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на принятие и вступление в действие нормативно-правовых актов, несущих дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства. По принятым ранее НПА отсрочить вступление их в действие до конца 2020 года (цифровая маркировка, расширенная ответственность производителей упаковки, о виноградарстве и виноделии и др.)

 

Внести изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части расширения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства путем исключения критерия численности работников. Изменить порядок включения организаций в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрев право вносить изменения в этот реестр в режиме реального времени, а не один раз в год

 

Ввести ограничение до 31 декабря 2020 года на инициирование новых контрольных/проверочных мероприятий по всем контрольно-надзорным органам, включая Банк России, а также на изменение кредитной истории предпринимателей, обратившихся за реструктуризацией кредита.   

 

Отменить до 31 декабря 2020 года использование ст.236 и ст.362 ГК РФ в части, регулирующей материальную, административную и уголовную ответственность за задержку выплаты заработной платы сотрудникам.

 

Ввести отсрочку для предпринимателей по предоставлению отчетности в Пенсионный Фонд РФ по аналогии с налоговой отчетностью. 

 

Создать единую информационно-аналитическую и кооперационную площадку для сохранения и дальнейшего развития производственно-сбытовых цепочек внутри страны, включая мониторинг цен на сырье, материалы и комплектующие.

Налоги и тарифы

 

Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на применение мер ответственности  в отношении несвоевременного исполнения субъектами предпринимательской деятельности обязательных платежей, а также представления налоговой, бухгалтерской, статистической отчетности. 

 

Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на увеличение ставок действующих налогов, страховых взносов, акцизов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней, в том числе мораторий на повышение ставок тарифов естественных монополий и повышение кадастровой стоимости недвижимости.  

 

В случае получения предприятиями государственной поддержки (целевые гранты и субсидии) отменить для них налог на прибыль и использовать только налог на дивиденды (в целях использования полученных средств для дальнейшего развития компании).

Финансово-банковская сфера

 

Субсидировать процентные ставки в течение 2020-2021 гг. для заимствований, получаемых российскими компаниями в российских банках, а также предусмотреть льготное (беспроцентное) кредитование государственными банками и возобновление субсидирования кредитов на модернизацию и техническое перевооружение производств.

 

Провести пилотную апробацию в одном из банков с госучастием кредитного продукта на пополнение оборотных средств одновременно для нескольких предприятий, связанных технологической цепочкой, под гарантии ВЭБ.

 

Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на право банков повышать ставки по кредитным соглашениям в одностороннем порядке, а также ограничение предельных штрафных санкций за несвоевременную оплату процентов по кредитам и погашение кредитов

 

Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на снижение лимитов по овердрафтам либо разрешить перевод лимитов по овердрафтам в кредитные лимиты.

 

Определить применение ставок 0% ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, необходимых для бесперебойного функционирования предприятий РФ, при условии отсутствия возможности приобретения таких товаров на внутреннем рынке до конца 2020 года. 

 

Ввести «кредитные каникулы» по лизинговым платежам. 

 

Ввести запрет для банков на повышение в 2020 году тарифов на банковское обслуживание для бизнеса. 

Поддержка промышленного производства

 

Стимулировать спрос через увеличение инвестиционных программ государственных компаний, а также компаний с госучастием, в том числе субъектов естественных монополий.

 

Пересмотреть обязательства предприятий по достижению плановых показателей результативности (ключевых событий) в рамках заключенных Соглашений о предоставлении субсидий в связи с последствиями новой коронавирусной инфекции

 

Внести изменения в перечень системообразующих предприятий, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. №3, для включения в него компаний, необходимых для сохранения технологических и производственных цепочек. 

Поддержка сферы услуг

 

Рекомендовать Роспотребнадзору при подготовке рекомендаций по организации работы на предприятиях тех или иных сфер деятельности в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции формировать профильные рабочие группы с участием представителей ведущих объединений предпринимателей, отраслевых союзов и ассоциаций.  Уже разработанные документы, в частности,  «Рекомендации по организации работы на предприятиях общественного питания и торговли в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции», представляется целесообразным доработать с применением вышеуказанного механизма для учета интересов и возможностей бизнес-сообщества при безусловном соблюдении необходимых санитарных и профилактических мер.

 

После снятия ограничительных мер и открытия границ рассмотреть вопросы смягчения визового режима в целях стимулирования развития туристической отрасли. 

 

Закрепить в соответствующих нормативно-правовых документах отсрочку по возврату внесенных авансов в сфере индустрии здоровья, общественного питания, организации праздников, в том числе детских. 

 

Ввести субсидии для индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сфере услуг (индустрия здоровья, общественное питание) для погашения кредитных обязательств.

Поддержание платежеспособного спроса

 

Разработать систему стимулирования потребительского спроса посредством внедрения адресной продовольственной помощи населению.

 

Возвратить юридическим лицам все средства, уплаченные в первом квартале 2020 года ими в бюджет по страховым взносам, для выдачи зарплат сотрудникам из них; а физическим лицам – по НДФЛ для повышения их покупательной способности и стимулирования платежеспособного спроса. Не удерживать данные отчисления за период действия ограничительных мер. 

 

Выплатить пособия в размере не менее одного МРОТ безработным, уволенным, начиная с I квартала 2020 года, в течение второго и третьего кварталов 2020 года.

 

Субсидировать расходы предприятий, осуществляющих интернет-торговлю, по межрегиональным доставкам (в том числе из бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией из федерального бюджета).  

 

Значительно расширить перечень интернет-магазинов, участвующих в программе «Доступный Интернет».









Предложения по стабилизационным мерам поддержки предпринимательства (в перспективе 3-5 месяцев после снятия ограничений) в рамках преодоления последствий введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции 

 

 

Меры поддержки

Налоги и тарифы

 

Приравнять тарифы естественных монополий для малого бизнеса к тарифам для населения.

 

Отменить налоги с рефинансирования прибыли, т.е., денежных средств, инвестируемых бизнесом в развитие своей деятельности.

 

Сохранить до 31 декабря 2020 года для субъектов МСП, осуществляющих обязательную маркировку продукции, специальные режимы налогообложения, включая ЕНВД.

 

Продлить срок применения режима ЕНВД до 1 января 2024 года и предусмотреть запрет на введение любых новых требований, накладывающих дополнительную финансовую нагрузку на бизнес

 

Повысить предел перехода по уровню дохода на УСН до 300 млн рублей.

 

Уменьшить  налоговую и иную фискальную нагрузку на бизнес в сфере МСП - для этого снизить все ставки обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды: в 2020 году для самозанятых и ИП – на 100%, для малого бизнеса – на 75%, для среднего бизнеса – на 50%; в 2021 году для самозанятых и ИП – на 75%, для малого бизнеса – на 50%, для среднего бизнеса – на 25%.

 

Повысить на период 2020-2021 год соотношение контролируемого долга к собственному капиталу при расчете предельного размера процентов по контролируемой задолженности с 3 до 10 процентов.

 

Снизить самозанятым налог на профессиональный доход до 1% после снятия запретительных мер.

 

В целях исчисления налога на прибыль предусмотреть применение повышающего коэффициента не менее 1,5 в отношении расходов, связанных с обеспечением требований по охране здоровья работников и соблюдения санитарно-карантинных норм, в том числе в связи с проведением осмотров сотрудников; приобретением антисептических средств; приобретением оборудования для вентиляции легких для обеспечения возможности оказания экстренной помощи; приобретением приборов для бесконтактного определения температуры; оплатой заказного транспорта для проезда сотрудника до офиса в случае необходимости присутствия на рабочем месте; оплатой мобильной связи/интернета сотрудников, работающих удаленно; доплаты до полного оклада по временной нетрудоспособности; расходов организации, связанных с улучшением эпидемиологической обстановки в регионах присутствия и т.д. на основании приказа по организации без внесения изменений в трудовые договоры, а также предусмотреть исключение данных расходов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов.

 

Отложить до 31 декабря 2020 года приятие законопроекта о прослеживаемости товаров в связи с отсутствием ресурсов на внедрение ИТ-изменений.

 

Снизить ставку НДС до 31 декабря 2021 года на 2%-4%, что будет являться мерой экономической поддержки как для бизнеса, так и для конечного потребителя.

 

Ввести освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество организаций, осуществляющих производственную деятельность, с 01 января по 31 декабря 2020 года.

 

Отменить налог на имущество до 31 декабря 2020 года.

Финансово-банковская сфера

 

Субсидировать курсовые разницы по валютным кредитам, полученным на приобретение оборудования субъектами МСП.

 

Увеличить срок предоставления микрозаймов государственными микрофинансовыми организациями до 7 лет, путем внесения изменения в приказ Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125 (п. 2.1.2.11) для субъектов предпринимательской деятельности независимо от размера и вида бизнеса.

 

Повысить на период 2020-2021 гг. соотношение контролируемого долга к собственному капиталу при расчете предельного размера процентов по контролируемой задолженности с 3 до 10 процентов. Исключить из состава контролируемой задолженности в соответствии с положениями статьи 269 НК РФ задолженность перед иностранными компаниями, признаваемыми взаимозависимыми к налогоплательщику, но при этом являющимися контролируемой иностранной компанией по отношению к материнской компании для налогоплательщика. Данная поправка поможет в условиях кризиса исключить из числа контролируемой задолженности долговые обязательства перед иностранными компаниями российских холдингов, которые выполняют функции казначейского центра и привлекают финансирование на внешних рынках. Для исключения злоупотреблений такие компании не должны иметь никакой задолженности перед любыми другими взаимозависимыми иностранными компаниями. 

 

Разрешить в 2020 году компаниям с годовой выручкой более 50 млрд рублей выдавать без ограничений своим дочерним компаниям с долей прямого и косвенного участия более 50% займы и без получения лицензии на валютные операции. Это позволит упростить корпоративные структуры и снизить связанные с этим расходы и перевести бизнес из иностранных финансовых компаний в Россию.

 

Отменить «коридоры» (ограничения) для признания процентных расходов по долговым обязательствам до 31.12.2020 (справочно: сегодня по рублевым займам установлен «коридор» от 75 до 125% ключевой ставки, по займам в иностранной валюте LIBOR/EURO LIBOR/ и т.д. - от +4 до +7%).

 

Ввести предельное значение в 5% для ставки удорожания по лизинговым обязательствам предприятий на период с 01.04.2020 до 31.12.2020. 

 

Предоставить лизингополучателю право на основании заявления в лизинговую компанию выплачивать 50% от установленного ежемесячного платежа (на период до 3 месяцев) с обязательством полного погашения невыплаченной суммы до завершения действия договора лизинга

 

В ВЭБ.РФ создать межотраслевую лизинговую компанию в целях эффективного использования государственных валютных резервов Правительства РФ и Банка России и Фонда национального благосостояния для лизинга импортных и отечественных инновационных технологий и современного оборудования с использованием сети действующих лизинговых компаний

 

В целях сохранения объемов бизнеса лизинговых компаний, являющихся в условиях кризиса важнейшим инструментом поддержания сбыта продукции отраслей высокого передела, прежде всего – машиностроения, целесообразно отложить до 1 января 2022 года реформу лизинговой отрасли по законопроекту Минфина РФ и Банка России (проект федерального закона № 586986-7 «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» принят ГД ФС РФ в первом чтении).

Контракты, госзакупки

 

Обязать государственных и муниципальных заказчиков в 2020 году в обязательном порядке предусматривать авансовые платежи при заключении муниципальных и государственных контрактов (в настоящее время в соответствии с 44-ФЗ выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью).

 

Установить в 2020 году меру поддержки субъектов МСП в виде увеличения цены контракта минимум на 10% (ст. 95 44-ФЗ) в связи с ростом цен на импортные товары и комплектующие.

 

Обязать заказчиков исполнять обязательства по оплате по заключенным контрактам (договорам) в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в установленные Законом сроки.

 

Не допускать внесения в 2020 году в список недобросовестных поставщиков субъектов МСП на срок до 6 месяцев в случае неисполнения государственных и муниципальных контрактов

 

Увеличить в 2020 – 2021 гг. в два раза запланированные объемы госзакупок, в том числе и у субъектов МСП

 

Установить абсолютный приоритет по госзакупкам для отечественной продукции перед иностранной.

Поддержка промышленного производства

 

Предусмотреть Программу субсидирования / компенсации капитальных затрат на строительство, модернизацию оборудования, на улучшение племенного стада и так далее.

 

Необходимо увеличить объем закупок у субъектов МСП по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также за счет накопленных государством резервов организовать для предприятий МСП новый специальный государственный заказ на проведение работ в сфере инфраструктуры (ремонт городских и сельских дорог, реновация жилого фонда, модернизация ЖКХ, строительство социальных объектов, очистка водоемов и ремонт ирригационных систем, благоустройство городов и населенных пунктов). Реализацию такого инфраструктурного госзаказа целесообразно осуществить через ВЭБ.РФ совместно с региональными администрациями;

 

Расширение за счет противоэпидемических средств индивидуальной защиты (медицинских масок, одноразовой защитной одежды и др.) перечня товаров, помещаемых на хранение в государственном резерве, в целях стабилизации экономики и защиты жизни и здоровья населения при временных нарушениях снабжения в случае возникновения эпидемий.

 

Базовым рынком поддержки и развития бизнеса может стать также рынок импорта в Россию товаров и услуг (сегодня это $240 млрд или 15 трлн руб. в год), для быстрого освоения которого необходима комплексная программа мер поддержки отечественных предприятий в соответствующих отраслях, включая их глубокую модернизацию, в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования.

Поддержка сферы услуг и торговли

 

Предприятия гостиничного бизнеса на 1 год после окончания периода ограничительных мероприятий освободить от обязанности оплачивать первичные и периодические медицинские осмотры сотрудников, сделав их бесплатными

 

На период восстановления рентабельности рынка гостиничных услуг ввести мораторий на отключение действующих предприятий от сетей снабжения всеми ресурсами

Поддержка потребительского спроса

 

Для стимулирования потребительского спроса в туристической отрасли при отмене режима ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции необходимо субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации. 

Необходимо расширить перечень категорий граждан, которые могут воспользоваться специальными тарифами, и внести изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям авиа- и железнодорожного транспорта в целях обеспечения доступности перевозок населению, а также расширить перечень субсидируемых маршрутов авиаперевозок.

Поддержка внешнеэкономической деятельности и экспортеров

 

Установить фиксированный курс рубля по состоянию на 1 января 2020 года для расчета и уплаты таможенных пошлин и НДС в 2020 году

 

Предусмотреть порог для возмещения НДС в заявительном порядке в зависимости не от абсолютных сумм, а пропорционально ранее уплаченным налогам на основе единого для всех процента;

 

Упростить регистрацию экспортных продуктов в системе Россельхознадзора "ЦЕРБЕР", а также выдачу разрешений на экспорт для предприятий, на которых ранее проводились проверки по аналогичным продуктам

 

Установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на сырьевые товары, необходимые для производства несырьевых экспортных товаров; 

 

Отменить «прикрепления» к определенным таможенным органам в рамках технологии удаленного выпуска;

 

Обеспечить возможность декларирования товаров, прибывающих автотранспортом, в таможенных органах, расположенных в воздушных пунктах пропуска;

 

Ввести механизм временного неприменения (сроком на 6 месяцев) штрафных санкций за невозврат в установленные сроки валютной выручки для компаний, не привлекавшихся ранее к ответственности за нарушения валютного законодательства.

 

Исключить уголовную и административную ответственность за необеспечение своевременного поступления валютной выручки от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) и иных валютных операций, предусмотреть мораторий на взыскание штрафов, наложенных по иным основаниям ст. 15.25 КоАП РФ;

 

Зафиксировать курс доллара США к российскому рублю (например, 63,5 руб./$) для уплаты вывозной таможенной пошлины по таможенным декларациям, поданным в отношении поставок, осуществленных до 01.03.2020.

 

В отношении компонентов, аналоги которых не производятся в РФ, но производятся на территории ЕАЭС – необходимо внедрение механизма поддержки проектов, предполагающих закупку указанных компонентов в других странах ЕАЭС, в том числе, в форме льготного финансирования таких проектов ЕАБР и другими международными и двухсторонними фондами с участием бюджетов стран ЕАЭС, на следующих условиях: финансирование под 1% годовых на весь период реализации проекта при предоставлении двухсторонних государственных гарантий, выданных заинтересованными в поставках странами ЕАЭС

 

Увеличить размер субсидии на транспортировку продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496 до 25% в целях скорейшей активизации экспортных поставок.

Арендные отношения

 

Предоставить организациям субсидии в размере 10% от подтвержденных расходов по договорам аренды, понесенных во втором, третьем и четвертом кварталах 2020 года

 

Ввести каникулы на оплату коммунальных услуг для арендаторов и собственников торговых площадей сроком на 1 (один) год

 

Уменьшить арендную плату на новые участки для промышленного строительства в 10 раз на период до 2025 года

Контрольно-надзорная деятельность

 

Ввести запрет на проверки бизнеса до 31 декабря 2021 года. 

 

Отменить в 2020 году обязательность использования ККТ при расчетах с физическими лицами, при которых денежные средства напрямую поступают на расчетный счет.

 

Перенести плановые проверки организаций с 2020 года на 2021 год в соответствии с планом, утвержденным и согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

 

Включить в перечень видов контроля (надзора), на которые распространяется действие Закона № 294-ФЗ, виды, контроля (надзора), которые:

  • имеют схожие черты с видами контроля (надзора), которые в настоящее время регулируются Законом № 294-ФЗ;
  • имеют план проведения проверок, т.е. не имеют в качестве основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий особенных обстоятельств (например, подача налоговой, таможенной декларации, нарушение банковских рисков и т.д.).

К таким видам контроля (надзора) целесообразно отнести:

  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  • государственный контроль за экономической концентрацией;
  • ветеринарный, карантинный, фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;
  • контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных;
  • государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
  • государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;
  • федеральный государственный надзор в области связи;
  • государственный надзор в сфере рекламы;
  • федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта);
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • государственный строительный надзор;
  • государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;
  • федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
  • государственный экологический надзор;
  • государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне;
  • федеральный государственный пробирный надзор;
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
  • государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;
  • государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов.