27 апреля 2020 года Президент ТПП РФ С.Н.Катырин направил в Правительство РФ свод предложений предпринимательского сообщества по первоочередным мерам поддержки бизнеса.
Предложения по незамедлительным мерам поддержки предпринимательства в рамках преодоления последствий введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
№ |
Меры поддержки |
|
Общесистемные меры |
Утвердить Правительством РФ план-график возобновления функционирования субъектов экономики с учетом отраслевой принадлежности. |
|
Распространить уже действующие льготы и меры поддержки, в том числе льготы по налогообложению, кредитные каникулы, снижение страховых взносов на все субъекты предпринимательской деятельности (вне зависимости от отраслевой принадлежности), а также некоммерческие организации, установив определенные критерии, например, снижение выручки более чем на 50%. |
||
Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на принятие и вступление в действие нормативно-правовых актов, несущих дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства. По принятым ранее НПА отсрочить вступление их в действие до конца 2020 года (цифровая маркировка, расширенная ответственность производителей упаковки, о виноградарстве и виноделии и др.) |
||
Внести изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части расширения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства путем исключения критерия численности работников. Изменить порядок включения организаций в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрев право вносить изменения в этот реестр в режиме реального времени, а не один раз в год |
||
Ввести ограничение до 31 декабря 2020 года на инициирование новых контрольных/проверочных мероприятий по всем контрольно-надзорным органам, включая Банк России, а также на изменение кредитной истории предпринимателей, обратившихся за реструктуризацией кредита. |
||
Отменить до 31 декабря 2020 года использование ст.236 и ст.362 ГК РФ в части, регулирующей материальную, административную и уголовную ответственность за задержку выплаты заработной платы сотрудникам. |
||
Ввести отсрочку для предпринимателей по предоставлению отчетности в Пенсионный Фонд РФ по аналогии с налоговой отчетностью. |
||
Создать единую информационно-аналитическую и кооперационную площадку для сохранения и дальнейшего развития производственно-сбытовых цепочек внутри страны, включая мониторинг цен на сырье, материалы и комплектующие. |
||
Налоги и тарифы |
Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на применение мер ответственности в отношении несвоевременного исполнения субъектами предпринимательской деятельности обязательных платежей, а также представления налоговой, бухгалтерской, статистической отчетности. |
|
Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на увеличение ставок действующих налогов, страховых взносов, акцизов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней, в том числе мораторий на повышение ставок тарифов естественных монополий и повышение кадастровой стоимости недвижимости. |
||
В случае получения предприятиями государственной поддержки (целевые гранты и субсидии) отменить для них налог на прибыль и использовать только налог на дивиденды (в целях использования полученных средств для дальнейшего развития компании). |
||
Финансово-банковская сфера |
Субсидировать процентные ставки в течение 2020-2021 гг. для заимствований, получаемых российскими компаниями в российских банках, а также предусмотреть льготное (беспроцентное) кредитование государственными банками и возобновление субсидирования кредитов на модернизацию и техническое перевооружение производств. |
|
Провести пилотную апробацию в одном из банков с госучастием кредитного продукта на пополнение оборотных средств одновременно для нескольких предприятий, связанных технологической цепочкой, под гарантии ВЭБ. |
||
Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на право банков повышать ставки по кредитным соглашениям в одностороннем порядке, а также ограничение предельных штрафных санкций за несвоевременную оплату процентов по кредитам и погашение кредитов |
||
Ввести мораторий до 31 декабря 2020 года на снижение лимитов по овердрафтам либо разрешить перевод лимитов по овердрафтам в кредитные лимиты. |
||
Определить применение ставок 0% ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, необходимых для бесперебойного функционирования предприятий РФ, при условии отсутствия возможности приобретения таких товаров на внутреннем рынке до конца 2020 года. |
||
Ввести «кредитные каникулы» по лизинговым платежам. |
||
Ввести запрет для банков на повышение в 2020 году тарифов на банковское обслуживание для бизнеса. |
||
Поддержка промышленного производства |
Стимулировать спрос через увеличение инвестиционных программ государственных компаний, а также компаний с госучастием, в том числе субъектов естественных монополий. |
|
Пересмотреть обязательства предприятий по достижению плановых показателей результативности (ключевых событий) в рамках заключенных Соглашений о предоставлении субсидий в связи с последствиями новой коронавирусной инфекции |
||
Внести изменения в перечень системообразующих предприятий, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. №3, для включения в него компаний, необходимых для сохранения технологических и производственных цепочек. |
||
Поддержка сферы услуг |
Рекомендовать Роспотребнадзору при подготовке рекомендаций по организации работы на предприятиях тех или иных сфер деятельности в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции формировать профильные рабочие группы с участием представителей ведущих объединений предпринимателей, отраслевых союзов и ассоциаций. Уже разработанные документы, в частности, «Рекомендации по организации работы на предприятиях общественного питания и торговли в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции», представляется целесообразным доработать с применением вышеуказанного механизма для учета интересов и возможностей бизнес-сообщества при безусловном соблюдении необходимых санитарных и профилактических мер. |
|
После снятия ограничительных мер и открытия границ рассмотреть вопросы смягчения визового режима в целях стимулирования развития туристической отрасли. |
||
Закрепить в соответствующих нормативно-правовых документах отсрочку по возврату внесенных авансов в сфере индустрии здоровья, общественного питания, организации праздников, в том числе детских. |
||
Ввести субсидии для индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сфере услуг (индустрия здоровья, общественное питание) для погашения кредитных обязательств. |
||
Поддержание платежеспособного спроса |
Разработать систему стимулирования потребительского спроса посредством внедрения адресной продовольственной помощи населению. |
|
Возвратить юридическим лицам все средства, уплаченные в первом квартале 2020 года ими в бюджет по страховым взносам, для выдачи зарплат сотрудникам из них; а физическим лицам – по НДФЛ для повышения их покупательной способности и стимулирования платежеспособного спроса. Не удерживать данные отчисления за период действия ограничительных мер. |
||
Выплатить пособия в размере не менее одного МРОТ безработным, уволенным, начиная с I квартала 2020 года, в течение второго и третьего кварталов 2020 года. |
||
Субсидировать расходы предприятий, осуществляющих интернет-торговлю, по межрегиональным доставкам (в том числе из бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией из федерального бюджета). |
||
Значительно расширить перечень интернет-магазинов, участвующих в программе «Доступный Интернет». |
Предложения по стабилизационным мерам поддержки предпринимательства (в перспективе 3-5 месяцев после снятия ограничений) в рамках преодоления последствий введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
№ |
Меры поддержки |
|
Налоги и тарифы |
Приравнять тарифы естественных монополий для малого бизнеса к тарифам для населения. |
|
Отменить налоги с рефинансирования прибыли, т.е., денежных средств, инвестируемых бизнесом в развитие своей деятельности. |
||
Сохранить до 31 декабря 2020 года для субъектов МСП, осуществляющих обязательную маркировку продукции, специальные режимы налогообложения, включая ЕНВД. |
||
Продлить срок применения режима ЕНВД до 1 января 2024 года и предусмотреть запрет на введение любых новых требований, накладывающих дополнительную финансовую нагрузку на бизнес |
||
Повысить предел перехода по уровню дохода на УСН до 300 млн рублей. |
||
Уменьшить налоговую и иную фискальную нагрузку на бизнес в сфере МСП - для этого снизить все ставки обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды: в 2020 году для самозанятых и ИП – на 100%, для малого бизнеса – на 75%, для среднего бизнеса – на 50%; в 2021 году для самозанятых и ИП – на 75%, для малого бизнеса – на 50%, для среднего бизнеса – на 25%. |
||
Повысить на период 2020-2021 год соотношение контролируемого долга к собственному капиталу при расчете предельного размера процентов по контролируемой задолженности с 3 до 10 процентов. |
||
Снизить самозанятым налог на профессиональный доход до 1% после снятия запретительных мер. |
||
В целях исчисления налога на прибыль предусмотреть применение повышающего коэффициента не менее 1,5 в отношении расходов, связанных с обеспечением требований по охране здоровья работников и соблюдения санитарно-карантинных норм, в том числе в связи с проведением осмотров сотрудников; приобретением антисептических средств; приобретением оборудования для вентиляции легких для обеспечения возможности оказания экстренной помощи; приобретением приборов для бесконтактного определения температуры; оплатой заказного транспорта для проезда сотрудника до офиса в случае необходимости присутствия на рабочем месте; оплатой мобильной связи/интернета сотрудников, работающих удаленно; доплаты до полного оклада по временной нетрудоспособности; расходов организации, связанных с улучшением эпидемиологической обстановки в регионах присутствия и т.д. на основании приказа по организации без внесения изменений в трудовые договоры, а также предусмотреть исключение данных расходов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов. |
||
Отложить до 31 декабря 2020 года приятие законопроекта о прослеживаемости товаров в связи с отсутствием ресурсов на внедрение ИТ-изменений. |
||
Снизить ставку НДС до 31 декабря 2021 года на 2%-4%, что будет являться мерой экономической поддержки как для бизнеса, так и для конечного потребителя. |
||
Ввести освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество организаций, осуществляющих производственную деятельность, с 01 января по 31 декабря 2020 года. |
||
Отменить налог на имущество до 31 декабря 2020 года. |
||
Финансово-банковская сфера |
Субсидировать курсовые разницы по валютным кредитам, полученным на приобретение оборудования субъектами МСП. |
|
Увеличить срок предоставления микрозаймов государственными микрофинансовыми организациями до 7 лет, путем внесения изменения в приказ Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125 (п. 2.1.2.11) для субъектов предпринимательской деятельности независимо от размера и вида бизнеса. |
||
Повысить на период 2020-2021 гг. соотношение контролируемого долга к собственному капиталу при расчете предельного размера процентов по контролируемой задолженности с 3 до 10 процентов. Исключить из состава контролируемой задолженности в соответствии с положениями статьи 269 НК РФ задолженность перед иностранными компаниями, признаваемыми взаимозависимыми к налогоплательщику, но при этом являющимися контролируемой иностранной компанией по отношению к материнской компании для налогоплательщика. Данная поправка поможет в условиях кризиса исключить из числа контролируемой задолженности долговые обязательства перед иностранными компаниями российских холдингов, которые выполняют функции казначейского центра и привлекают финансирование на внешних рынках. Для исключения злоупотреблений такие компании не должны иметь никакой задолженности перед любыми другими взаимозависимыми иностранными компаниями. |
||
Разрешить в 2020 году компаниям с годовой выручкой более 50 млрд рублей выдавать без ограничений своим дочерним компаниям с долей прямого и косвенного участия более 50% займы и без получения лицензии на валютные операции. Это позволит упростить корпоративные структуры и снизить связанные с этим расходы и перевести бизнес из иностранных финансовых компаний в Россию. |
||
Отменить «коридоры» (ограничения) для признания процентных расходов по долговым обязательствам до 31.12.2020 (справочно: сегодня по рублевым займам установлен «коридор» от 75 до 125% ключевой ставки, по займам в иностранной валюте LIBOR/EURO LIBOR/ и т.д. - от +4 до +7%). |
||
Ввести предельное значение в 5% для ставки удорожания по лизинговым обязательствам предприятий на период с 01.04.2020 до 31.12.2020. |
||
Предоставить лизингополучателю право на основании заявления в лизинговую компанию выплачивать 50% от установленного ежемесячного платежа (на период до 3 месяцев) с обязательством полного погашения невыплаченной суммы до завершения действия договора лизинга |
||
В ВЭБ.РФ создать межотраслевую лизинговую компанию в целях эффективного использования государственных валютных резервов Правительства РФ и Банка России и Фонда национального благосостояния для лизинга импортных и отечественных инновационных технологий и современного оборудования с использованием сети действующих лизинговых компаний |
||
В целях сохранения объемов бизнеса лизинговых компаний, являющихся в условиях кризиса важнейшим инструментом поддержания сбыта продукции отраслей высокого передела, прежде всего – машиностроения, целесообразно отложить до 1 января 2022 года реформу лизинговой отрасли по законопроекту Минфина РФ и Банка России (проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» принят ГД ФС РФ в первом чтении). |
||
Контракты, госзакупки |
Обязать государственных и муниципальных заказчиков в 2020 году в обязательном порядке предусматривать авансовые платежи при заключении муниципальных и государственных контрактов (в настоящее время в соответствии с 44-ФЗ выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью). |
|
Установить в 2020 году меру поддержки субъектов МСП в виде увеличения цены контракта минимум на 10% (ст. 95 44-ФЗ) в связи с ростом цен на импортные товары и комплектующие. |
||
Обязать заказчиков исполнять обязательства по оплате по заключенным контрактам (договорам) в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в установленные Законом сроки. |
||
Не допускать внесения в 2020 году в список недобросовестных поставщиков субъектов МСП на срок до 6 месяцев в случае неисполнения государственных и муниципальных контрактов |
||
Увеличить в 2020 – 2021 гг. в два раза запланированные объемы госзакупок, в том числе и у субъектов МСП |
||
Установить абсолютный приоритет по госзакупкам для отечественной продукции перед иностранной. |
||
Поддержка промышленного производства |
Предусмотреть Программу субсидирования / компенсации капитальных затрат на строительство, модернизацию оборудования, на улучшение племенного стада и так далее. |
|
Необходимо увеличить объем закупок у субъектов МСП по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также за счет накопленных государством резервов организовать для предприятий МСП новый специальный государственный заказ на проведение работ в сфере инфраструктуры (ремонт городских и сельских дорог, реновация жилого фонда, модернизация ЖКХ, строительство социальных объектов, очистка водоемов и ремонт ирригационных систем, благоустройство городов и населенных пунктов). Реализацию такого инфраструктурного госзаказа целесообразно осуществить через ВЭБ.РФ совместно с региональными администрациями; |
||
Расширение за счет противоэпидемических средств индивидуальной защиты (медицинских масок, одноразовой защитной одежды и др.) перечня товаров, помещаемых на хранение в государственном резерве, в целях стабилизации экономики и защиты жизни и здоровья населения при временных нарушениях снабжения в случае возникновения эпидемий. |
||
Базовым рынком поддержки и развития бизнеса может стать также рынок импорта в Россию товаров и услуг (сегодня это $240 млрд или 15 трлн руб. в год), для быстрого освоения которого необходима комплексная программа мер поддержки отечественных предприятий в соответствующих отраслях, включая их глубокую модернизацию, в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования. |
||
Поддержка сферы услуг и торговли |
Предприятия гостиничного бизнеса на 1 год после окончания периода ограничительных мероприятий освободить от обязанности оплачивать первичные и периодические медицинские осмотры сотрудников, сделав их бесплатными |
|
На период восстановления рентабельности рынка гостиничных услуг ввести мораторий на отключение действующих предприятий от сетей снабжения всеми ресурсами |
||
Поддержка потребительского спроса |
Для стимулирования потребительского спроса в туристической отрасли при отмене режима ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции необходимо субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации. Необходимо расширить перечень категорий граждан, которые могут воспользоваться специальными тарифами, и внести изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям авиа- и железнодорожного транспорта в целях обеспечения доступности перевозок населению, а также расширить перечень субсидируемых маршрутов авиаперевозок. |
|
Поддержка внешнеэкономической деятельности и экспортеров |
Установить фиксированный курс рубля по состоянию на 1 января 2020 года для расчета и уплаты таможенных пошлин и НДС в 2020 году |
|
Предусмотреть порог для возмещения НДС в заявительном порядке в зависимости не от абсолютных сумм, а пропорционально ранее уплаченным налогам на основе единого для всех процента; |
||
Упростить регистрацию экспортных продуктов в системе Россельхознадзора "ЦЕРБЕР", а также выдачу разрешений на экспорт для предприятий, на которых ранее проводились проверки по аналогичным продуктам |
||
Установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на сырьевые товары, необходимые для производства несырьевых экспортных товаров; |
||
Отменить «прикрепления» к определенным таможенным органам в рамках технологии удаленного выпуска; |
||
Обеспечить возможность декларирования товаров, прибывающих автотранспортом, в таможенных органах, расположенных в воздушных пунктах пропуска; |
||
Ввести механизм временного неприменения (сроком на 6 месяцев) штрафных санкций за невозврат в установленные сроки валютной выручки для компаний, не привлекавшихся ранее к ответственности за нарушения валютного законодательства. |
||
Исключить уголовную и административную ответственность за необеспечение своевременного поступления валютной выручки от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) и иных валютных операций, предусмотреть мораторий на взыскание штрафов, наложенных по иным основаниям ст. 15.25 КоАП РФ; |
||
Зафиксировать курс доллара США к российскому рублю (например, 63,5 руб./$) для уплаты вывозной таможенной пошлины по таможенным декларациям, поданным в отношении поставок, осуществленных до 01.03.2020. |
||
В отношении компонентов, аналоги которых не производятся в РФ, но производятся на территории ЕАЭС – необходимо внедрение механизма поддержки проектов, предполагающих закупку указанных компонентов в других странах ЕАЭС, в том числе, в форме льготного финансирования таких проектов ЕАБР и другими международными и двухсторонними фондами с участием бюджетов стран ЕАЭС, на следующих условиях: финансирование под 1% годовых на весь период реализации проекта при предоставлении двухсторонних государственных гарантий, выданных заинтересованными в поставках странами ЕАЭС |
||
Увеличить размер субсидии на транспортировку продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496 до 25% в целях скорейшей активизации экспортных поставок. |
||
Арендные отношения |
Предоставить организациям субсидии в размере 10% от подтвержденных расходов по договорам аренды, понесенных во втором, третьем и четвертом кварталах 2020 года |
|
Ввести каникулы на оплату коммунальных услуг для арендаторов и собственников торговых площадей сроком на 1 (один) год |
||
Уменьшить арендную плату на новые участки для промышленного строительства в 10 раз на период до 2025 года |
||
Контрольно-надзорная деятельность |
Ввести запрет на проверки бизнеса до 31 декабря 2021 года. |
|
Отменить в 2020 году обязательность использования ККТ при расчетах с физическими лицами, при которых денежные средства напрямую поступают на расчетный счет. |
||
Перенести плановые проверки организаций с 2020 года на 2021 год в соответствии с планом, утвержденным и согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. |
||
Включить в перечень видов контроля (надзора), на которые распространяется действие Закона № 294-ФЗ, виды, контроля (надзора), которые:
К таким видам контроля (надзора) целесообразно отнести:
|