ТПП РФ в целом согласовала реформу лизинговой отрасли

news-20181022

Соответствующее заключение направлено в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом определяются полномочия Банка России по аккредитации лизингодателей, устанавливается перевод лизингодателей на единый план счетов, вводится реестр субъектов лизинговой деятельности и пр.

В целом проект поддерживается с учетом замечаний и предложений Палаты и лизинговых компаний, в частности, о ведении реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, о нецелесообразности отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям и перевода их на единый план счетов, а также о нецелесообразности формирования саморегулируемой организации в сфере лизинга.

Так, законопроект дополняет статью 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормой о том, что специальные субъекты лизинговой деятельности будут признаваться некредитными финансовыми организациями. В силу статьи 4 данного Закона Банк России утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения.

Законопроектом предусмотрена обязательная регистрация в реестре специальных субъектов лизинговой деятельности только компаний, напрямую или косвенно связанных с государством и получающих меры государственной поддержки. Остальные компании включаются в реестр добровольно.

Таким образом, лизинговые компании, включенные в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности и не включенные в реестр, будут использовать разные правила бухгалтерского учета, что может отразиться на состоянии конкурентной среды.

При этом Палата считает нецелесообразным относить лизинговые компании к некредитным финансовым организациям и переводить их на единый план счетов. Его введение приведет к неравной конкуренции, связанной с существенными расходами на внедрение единого плана счетов, отразится на себестоимости предлагаемых услуг специальными субъектами лизинговой деятельности.

Также в законопроекте не отражены правовые нормы, которые позволяют провести разделение между финансовым лизингом и арендой, что несет риск подпадания под понятие «лизинговая деятельность» деятельности, не имеющей отношения к лизингу как таковому.

Отсутствие четкой правовой конструкции для понятия «финансовый лизинг» при условии сохранения нормы статьи 4 Закона «O финансовой аренде (лизинге)» в предлагаемой авторами редакции может также повлечь неопределенность в правоприменении.

Проект дорабатывается Аппаратом Правительства РФ перед внесением в Государственную Думу.

(3412) 900-210 доб.109

udmtpp@udmtpp.ru