На галавную На главную   Карта сайта Карта сайта   Отправить письмо Написать письмо   Новости Новости  

Удмуртская торгово-промышленная палата

О Палате

Отделы Союза «УТПП»

Отдел Экспертизы и Сертификации Союза «УТПП»

Экспертиза ООО «СОЭКС-ИЖ»

Госзакупки

Законодательство

•  Законодательство о ТПП

•  Законодательство РФ

Удмуртия сегодня

События

Предложения

Инвестиции

Веб-витрина

Контакты

Поиск


Информационный центр

› Информационный центр



Члены Союза «УТПП»

› Члены Союза «УТПП»



Выставки

› Выставки



Предприятия при ТПП

› Предприятия при ТПП



Документы

› Документы




•  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

•  Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ»

•  Устав УТПП


 

Главная  ›  Законодательство  ›  Законодательство о ТПП  ›  Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества


Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 72 
март 2009 года

Норма действующего законодательства о доле участия малого бизнеса в распределении государственных и муниципальных заказов должна исполняться неукоснительно

Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей и принципов, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон).

В Законе четко указано, что основные цели государственной политики в этой сфере — увеличение количества субъектов МСП, создание для них благоприятных условий деятельности, обеспечение их конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте РФ и валовом региональном продукте субъектов Федерации. В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации, согласно статье 7 Закона, федеральными законами могут предусматриваться особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) устанавливает особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. В соответствии с частью первой указанной статьи государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Вместе с тем, имеет место значительное число нарушений данной нормы со стороны государственных и муниципальных заказчиков ввиду того, что ответственность за неисполнение положений статьи 15 Закона № 94-ФЗ действующим законодательством не предусмотрена. В целях безусловного исполнения государственными и муниципальными заказчиками возложенных на них обязанностей ТПП России подготовлен соответствующий законопроект, которым предлагается ввести механизмы административной ответственности за неисполнение положений статьи 15 Закона № 94-ФЗ.

Проект направлен на согласования в Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.

Получить места на универсальных розничных рынках станет проще

Статьями 16 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон) в целях поддержания отечественных сельхозпроизводителей установлены льготные режимы предоставления торговых мест на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках. Вместе с тем, практика применения Закона показала, что наибольшее распространение во многих регионах страны получили универсальные розничные рынки. В силу отсутствия возможности реализации своей продукции на специализированных сельскохозяйственных рынках, граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством вынуждены обращаться в управляющие компании с заявлением о предоставлении им торговых мест по общим основаниям на универсальных рынках. Подобная ситуация порождает неравные условия осуществления торговой деятельности в зависимости от типа розничного рынка и является экономически неоправданной.

На решение данной проблемы направлен проект федерального закона № 120366-5 «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (принят 13 марта в первом чтении).

Законопроектом вносятся изменения в статью 15 Закона, регламентирующую размещение и порядок предоставления торговых мест на розничных рынках. Предлагается при формировании схемы размещения торговых мест на универсальных рынках предусматривать наличие торговых мест для граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством в количестве, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом для данной категории граждан предоставление торговых мест на универсальных рынках должно будет осуществляться в упрощенном порядке.

Законопроект призван предоставить равные и благоприятные возможности доступа к торговым местам отечественным сельхозпроизводителям вне зависимости от типа розничного рынка, а также способствовать насыщению потребительского рынка качественной продукцией первой необходимости по доступной цене. ТПП России поддерживает указанный проект.

Проект федерального закона о промышленном развитии перевнесен

13 марта в Государственную Думу был перевнесен проект федерального закона № 75357-5 «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (депутаты В. К. Бесчетнов, В. С. Плескачевский и др.). Законопроект является новой редакцией внесенного ранее (24 июня 2008 года) в Государственную Думу проекта федерального закона «О развитии промышленности» и претерпел существенные изменения.

В новой редакции законопроект определяет меры, применение которых направлено на обеспечение промышленного развития Российской Федерации до 2020 года, устанавливает ограничения применения этих мер и определяет порядок принятия решения об их применении.

Законопроект описывает инструменты промышленной политики (такие как: технопарки, бизнесинкубаторы, венчурные фонды, реквизиция имущества и др.), устанавливает порядок принятия решений относительно реализации мер промышленной политики, ограничения в применении этих мер и инструментов, а также регулирует отношения, возникающие в связи с их применением. Проект содержит ряд новых глав:

«Инновационные меры обеспечения промышленного развития»; «Применение механизма концессионных соглашений в решении задачи комплексного развития территорий Российской Федерации»; «Механизм создание транзитной транспортной системы с использованием интермодального подхода к организации перевозок» и др.;

Что касается проекта федерального закона № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации», то для его доработке при Минпромторге России создана рабочая группа, в которую планируется включить представителей ТПП РФ.

Согласно решению Государственной Думы рассмотрение вышеуказанных законопроектов запланировано на май 2009 года.

Минэкономразвития России подвело итоги реализации мероприятий административной реформы в 2008 году

19 марта представители ТПП РФ приняли участие в конференции, организованной Минэкономразвития России, по теме: «Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2008 году. Основные направления работы в 2009 году».

Цели, задачи, сроки реализации и этапы административной реформы определены Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р. Концепция установила направления работы в рамках административной реформы на каждый конкретный год. Согласно Концепции в 2009-2010 годах в рамках адмреформы осуществляется работа по следующим направлениям:

  • создание многофункциональных центров (МФЦ) и предоставление на их базе государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов РФ;
  • переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра.

Процесс реформирования является перманентным. Необходимо отметить, например, такие принятые законодательные акты как:

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».

Процесс законодательного оформления принятых на государственном уровне решений по ликвидации избыточных административных барьеров продолжается. На рассмотрении в Государственной Думе находятся, например, следующие законопроекты:

  • проект федерального закона № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» (принят Государственной Думой в первом чтении 17 сентября 2008 года);
  • проект федерального закона № 480013-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом)» (принят Государственной Думой в первом чтении 9 апреля 2008 года, срок направления поправок ко второму чтению до 30 апреля 2009 года);
  • проект федерального закона № 384664-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)»).

Одним из важнейших аспектов административной реформы, непосредственно указанных в Концепции, является противодействие коррупции. Особенностью современного периода борьбы с коррупцией являются принимаемые во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568, и поручения Правительства РФ ведомственные программы и планы, которые нацелены на снижение специфических коррупционных рисков, объективно присущих функционированию отдельных ведомств.

Процесс реформирования системы и порядка функционирования органов исполнительной власти невозможно рассматривать без учета и анализа проводимой в 2006-2008 годах работы по внедрению административных регламентов.

Всего федеральными органами исполнительной власти разработано более 400 административных регламентов, утверждено и зарегистрировано в Минюсте России — 232. На уровне субъектов Российской Федерации подготовлено около 2.000 административных регламентов. В настоящее время административными регламентами охвачено около 30% основных функций федеральных органов исполнительной власти (а по отдельным органам власти — ФАС, ФМС, Россвязькомнадзор — эта доля достигает 50%).

В настоящее время в Правительстве РФ в рамках стимулирования деятельности по проведению административной реформы рассматривается проект постановления Правительства РФ «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2009 году».

ТПП РФ активно участвует в нормативно-правовом обеспечении проводимых мероприятий по административной реформе путем внесения поправок и предложений по проектам нормативных правовых актов.

Нормативное правовое регулирование в области обращения с отходами будет совершенствоваться

24 марта состоялись парламентские слушания «Вопросы совершенствования нормативного правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления».

Участники слушаний констатировали, что проблема обращения с отходами является одной из наиболее актуальных для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны. Для улучшения ситуации Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предлагает внести изменения в соответствующие законодательные акты в части:

  • передачи полномочий по установлению лимитов на размещение отходов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для объектов, подлежащих региональному экологическому контролю;
  • закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по организации использования (утилизации) коммунальных и промышленных отходов, а также по организации захоронения коммунальных отходов, проектированию и строительству объектов использования, обезвреживания и захоронения отходов;
  • освобождения органов управления, культуры и искусства, физической культуры и сорта, образования и просвещения, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (наряду с субъектами малого и среднего предпринимательства) от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • стимулирования организаций, занимающихся использованием и переработкой отходов (изменения в налоговое и бюджетное законодательство);
  • закрепления полномочий органов местного самоуправления по размещению отходов.

Следует также отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Палатой был проведен опрос членов ТПП РФ по вопросам оценки снижения административных барьеров в сфере обращения с отходами.

Для подавляющего большинства предприятий, принявших участие в опросе, после вступления в силу положений указанного Закона сохраняется необходимость получения лицензии деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (далее — лицензия на обращение с отходами). Это связано с сохранением лицензирования деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, в том числе образованных и используемых в ходе собственного производства.

Из опрошенных предприятий 28 % указали, что благодаря изменениям законодательства они ожидают снижения от 25 до 50 % затрат на оформление лицензии на обращение с отходами. При этом официальные расходы предприятий на оформление лицензии от нескольких раз до десятков раз ниже, чем их расходы на оплату услуг организаций по оформлению необходимых документов для получения лицензии. Эти данные свидетельствуют о необходимости принципиального упрощения документации по оформлению лицензии и отчетности и замене разрешительного порядка уведомительным.

Отмечалось также, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, не предусматривает какой-либо специфики к форме осуществления лицензируемой деятельности: осуществляется ли она в коммерческих или иных целях, в производственной или непроизводственной сфере, является ли основным или не основным видом деятельности и др.

По итогам опроса членов ТПП РФ в профильный Комитет Государственной Думы направлены предложения к парламентским слушаниям.

В ТПП РФ обсудили проблемы учета потерь при налогообложении

27 марта в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло совместное заседание Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, посвященное проблемам налогообложения организаций розничной торговли.

В мероприятии приняли участие Вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков, Директор Департамента по законодательству С. В. Васильев, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В. Г. Акимова, депутат Государственной Думы  Е. Ю. Семенова, представители Минфина РФ, Минпромторга РФ, крупных торговых сетей, эксперты.

Открыл заседание вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков. Он отметил актуальность обсуждаемой темы для развития отечественного потребительского рынка и проинформировал участников заседания о некоторых результатах деятельности Экспертного совета.

С докладом выступила партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В. Г. Акимова. Она отметила, что нынешнее законодательство не учитывает реалии крупных торговых сетей самообслуживания. Такой способ торговли, получивший в стране широкое распространение, предполагает наличие значительных убытков, которые наносят торговым сетям недобросовестные покупатели. Увеличение расходов на охрану неэффективно и нецелесообразно, так как превышает сумму предотвращенных убытков, что влечет снижение финансовых результатов торговой деятельности и снижение поступлений от налога на прибыль в бюджеты всех уровней. Налогоплательщики вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества. Однако это не действует в отношении торговых сетей, использующих систему самообслуживания, в связи с необходимостью получения в правоохранительных органах документального подтверждения отсутствия виновных лиц. Кроме этого, существуют проблемы с двойным налогообложением товарных излишков, а также учетом убытков от порчи и боя товаров.

Начальник Управления налогообложения X5 Retail Group  N. V. Н. Н. Злыгостев также остановился на этой проблеме, отметив, что для торговых сетей важно решить проблему непринятия на расходы товаров с истекшим сроком годности. Не менее важной для сетевых компаний является проблема списания товаров при утрате товарного вида.

Представитель компании «М.Видео» Д. Я. Соловьев представил на обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Проект, в частности, возможность уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций до 1 % выручки от реализации при выявлении недостач, обнаруженных как при инвентаризации, так и недостач от хищений в случаях, когда виновные лица не установлены без документального подтверждения органами государственной власти.

Участники заседания в целом одобрили концепцию проекта и предложили доработать его и направить в Минпромторг РФ, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ.

Присутствовавший на заседании Директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  О. Ю. Сазанов отметил, что в ближайшее время в Правительство РФ на согласование Министерство планирует внести аналогичный законопроект, и при его доработке будет также учитываться позиция бизнеса.

Предложения ТПП РФ по доработке законопроектов об энергетической эффективности направлены в Госдуму

В Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии направлены предложения ТПП РФ по доработке ко второму чтению пакета законопроектов об экологической эффективности (проекты № 111741-5 и № 111741-5) в части совершенствования законодательства об охране окружающей среды. По мнению Палаты, выполнение поставленной в законопроектах цели по повышению энергетической эффективности невозможно без учета экологической составляющей, поэтому при подготовке поправок к законопроектам предлагается учесть следующее.

1. В отсутствии нормативной правовой базы, устанавливающей новую систему нормирования в области охраны окружающей среды, представляется неверным ломать действующую систему нормирования, исключая из нее лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Из-за отмены лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ большинство предприятий окажутся нарушителями закона и, помимо экономических санкций (повышенной в 5 раз платы за негативное воздействие и штрафов), их деятельность может быть приостановлена на неопределенный период.

2. Давно назрела необходимость разработки продуманной системы нормирования и создания банка данных о наилучших существующих технологиях (НСТ).

Полагаем, что разработка научно-обоснованных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду должна основываться на поэтапном снижении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов для обеспечения постепенного (в течение 10-15 лет) внедрения на промышленных предприятиях (металлургические производства, топливно-энергетический комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность и др.), являющихся основными «загрязнителями», НСТ. С учетом европейского опыта целесообразно установить короткий список приоритетных загрязняющих веществ подлежащих государственному и производственному экологическому контролю.

3. Необходимо исключить для всех хозяйствующих субъектов разработку нормативов образования отходов. Данные нормативы обусловлены технологическим процессом и соответственно сохранение этой нормы нецелесообразно для всех хозяйствующих субъектов (вне зависимости от объема их производства).

4. Отчетным периодом по плате за негативное воздействие на окружающую среду предлагаем считать год, как было принято ранее. Введение квартального отчетного периода не имеет достаточных обоснований, является дополнительным административным бременем и вызывает многочисленные трудности у плательщиков. Тем более что все разрешительные документы в области нормирования воздействия на окружающую среду (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, лимиты на размещение отходов) выдаются не менее чем на один год (до 3 лет) и пролонгируются сроком на 1 год. Регулярность уплаты платежа в бюджет обеспечивается разбивкой величины платы поквартально и внесением плановых платежей.

5. Следует предусмотреть упрощенный порядок получения разрешений при изменении технологий, объема выпуска продукции и др., что в условиях экономического кризиса и модернизации производства происходит практически на каждом предприятии.

6. Необходимо предусмотреть продолжительный переходный период для вступления в силу изменений в части нормирования в области охраны окружающей среды и т.п. и сохранение в этот период действующей системы нормирования. Он должен вводиться в действие одновременно с основными подзаконными нормативными правовыми актами, на которые имеются отсылки в законопроекте и предприятия успели получить предусмотренные новым законодательством разрешения.

КОРОТКО

2 марта депутатами Государственной Думы внесен проект закона № 146445-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Законопроект предусматривает возрастные ограничения для лиц, избираемых в состав Совета директоров, (не менее 25 и не более 70 лет), требования к уровню и профилю образования и профессиональному опыту, которые необходимы для принятия решений, обычно относящихся к компетенции совета директоров, и требуются для эффективного осуществления его функций. Согласно законопроекту кандидат в члены Совета директоров не должен иметь судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

2 марта депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона № 168615-5»О внесении изменений в статьи 20 и 21 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Законопроектом предлагается установить возможность размещения средств, полученных товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, на отдельных банковских счетах в российских кредитных организациях, в депозиты и депозитные сертификаты которых могут быть размещены временно свободные средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

20 марта Государственной Думой принят во втором чтении проект федерального закона № 68783-5 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Законопроект направлен на урегулирование отношений, возникающих при приеме платежным агентом от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение его денежных обязательств перед поставщиком за товары, работы, услуги. Законопроектом закрепляются основные понятия, а также раскрывается содержание и условия осуществления данного вида деятельности.

20 марта депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона № 166928-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Поскольку ТПП России неоднократно указывала на необходимость принятия такого законопроекта в целях стимулирования коммерциализации технологий и увеличения инновационной активности, сопровождению данного в Государственной Думе предполагается уделить особое внимание.

26 марта Советом Государственной Думы рассмотрены проекты федеральных законов:

  • № 143848-5 «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в части снижения ставки НДС до 10 % (внесен 23 декабря 2008 года депутатами Госдумы  О. Г. Дмитриевой, И. Д. Грачевым и др.);
  • № 172989-5 «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок (внесен 12 марта 2009 года Правительством Российской Федерации).
Указанные законопроекты планируются к рассмотрению в период весенней сессии Госдумы.

Департамент по законодательству ТПП России
Тел. 620-01-28, факс: 620-03-67,
zakon@tpprf.ru

 


Наверх


ВХОД ДЛЯ ЧЛЕНОВ ТПП

   

В этом разделе размещена персональная информация для членов Союза «УТПП».

Логин:
Пароль:
› Забыли пароль?
› Зарегистрироваться
Новое законодоательство

› Новое законодательство

• Новости законодательства РФ в области предпринимательской деятельности

Голосования

› Голосования

• Анкета для членов ТПП

Новые члены ТПП

› Новые члены ТПП

• ООО Юпитер
• ООО ОЭЗ «Теплоагрегат»
• АО Уральские радиостанции

Полезная информация

› Полезная информация

• Интернет-представительства органов власти
• Сайты Торгово-Промышленных Палат РФ

 
© 2002-2017, Союз «Удмуртская торгово-промышленная палата»
Создание сайта - Центр Высоких Технологий
Powered by Content Master
spoga+gafa Единая система государственных и коммерческих закупок в России Бизнес-мост
Портал поддержки экспорта ОАО ''СВЕТ''
Экспо Волга Ингосстрах Реестр надежных партнеров Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Портал УР Верное решение Автопроизводитель года Экспофорум
Центр Высоких Технологий - экспертная оценка. Кедр - НТВП Баннер АНО Агентство по энергосбережению УР
Производство России Патронаж ТПП РФ Союз строителей Удмуртии
Rambler's Top100 Intellect